+7 (499) 722-71-29
info@jeepsecurity.ru
Москва, Старокалужское ш. 65.
Калужская (300 метров)
Автосигнализации: комплексный подход к охране автомобиля

I. Автомобильный охранный комплекс: функциональное исполнение (взгляд со стороны разработчиков)

Современный охранный комплекс, способный обеспечить полноценную защиту автомобиля от угона в общем случае состоит из следующих взаимодополняющих элементов:

• Автосигнализация
• Иммобилайзер
• Механическая защита

Автомобильная сигнализация — это электронное устройство, предназначенное для оповещения о попытке проникновения в автомобиль или о попытке его угона (основной элемент охранного комплекса). Современные сигнализации блокируют отдельные системы автомобиля, осуществляя, таким образом, противоугонные функции, и обладают множеством сервисных функций: управления центральным замком, управление стеклоподъёмниками и т.д.

Конструктивно автосигнализация обычно состоит из:

• Центрального блока: устанавливается в салоне и подключается к штатной электропроводке автомобиля 12В — для управления охранным комплексом и микропроцессорной обработки сигналов
• Радиобрелока: пульт для дистанционного управления и настройки центрального блока по радиоканалу
• Системы датчиков: ударный датчик, микроволновый и ультразвуковой датчик, датчик положения, датчик наклона, датчик разбития стекла, контактные датчики дверей — для регистрации возможного вторжения злоумышленников
• Сирены: устанавливается под капотом, для звукового оповещения владельца и окружающих о вторжении
• Светодиода: для индикации состояния и режима работы
Также сигнализация может комплектоваться автопейджером — для оповещении владельца о срабатывании сигнализации (дублирует сигнал тревоги на расстоянии) вне зоны видимости, радиус действия — до 2 км.

Основные охранные и сервисные функции сигнализаций:

• Звуковое и световое оповещение (включение сирены и/или пейджера и указателей поворотов или габаритных огней в случае тревоги)
• Охрана периметра (срабатывание сигнализации при открывании дверей, капота и багажника)
• Охрана зон датчиков (срабатывание сигнализации при нарушении зоны одного из датчиков)
• Блокировка двигателя (отсутствие возможности запуска двигателя, включается при постановке на охрану)
• Противоугонная функция (если владельца принудительно высаживают из автомобиля с целью завладеть им, то при наличии активной противоразбойной карточки — сработает режим «противоразбой» с блокировкой двигателя)
• Управление центральным замком (централизованное запирание/отпирание дверных замков при постановке/снятии с охраны)
• Управление стеклоподёмниками (закрытие окон при постановке на охрану)
• Дистанционный и автоматический запуск двигателя (дистанционный запуск осуществляется по команде с брелока, автоматический — по сигналу таймера или термодатчика — используется в холодное время года для периодического прогрева автомобиля).

Иммобилайзер («обездвиживатель») — это электронное противоугонное устройство, позволяющая заблокировать в режиме охраны пуск и работу двигателя путем размыкания нескольких электрических цепей (обычно в автомобиле блокируют стартер, катушку зажигания, коммутатор, электромеханический бензонасос, аппаратуру управления впрыском топлива, бортовой компьютер). Иммобилайзер состоит из блока управления и нескольких реле (их количество обычно не ограничено), которые собственно и осуществляют силовую блокировку путем разрыва или замыкания проводов. Для того чтобы завести двигатель, злоумышленник должен будет найти и «нейтрализовать» каждое из установленных на автомобиле реле блокировки, что значительно увеличит время угона. Иммобилайзер оборудуется электронной системой идентификации — метки или тренспотдеры — электронная карточка для распознавания владельца (которую нужно подносить к считывающему устройству — пассивная метка или просто иметь при себе — активная метка). Иммобилайзер мешает злоумышленнику запустить двигатель, что технически достигается разными методами, суть же всегда одна — без каких-либо дополнительных действий владельца, будь то нажатие кнопки брелока сигнализации или поднесение ключа к считывателю кода, двигатель запустить не удастся.

Механическая защита — механические противоугонные средства, представляющие собой всевозможные запирающие устройства: замок коробку передач («Mul-T-Lock», «Dragon», «Краббе»), на рулевой вал («Гарант»), на капот (для охраны подкапотного пространства, защищает автомобиль от принудительного обесточивания и сирену от отключения) и т. д. Какой бы совершенной не была электронная система сигнализации и имообилайзера необходимо дополнить её механическими устройствами, которые часто становятся последней преградой для злоумышленника.

II. «Тонкие» места автомобильной охраны (взгляд со стороны угонщиков)

В прошлом году количество угонов и краж автомобилей увеличилось на 17% — всего в России было похищено более 122 тыс. машин (для сравнения в США — более 200 тыс.). По статистике, чаще всего угоняют отечественные автомобили (ВАЗ-2110, 2109, 2115 — почти 50% всех краж), среди иномарок наибольшим спросом пользуются Lexus, Toyota, Audi , Volkswagen, Mercedes, Honda. По данным ГИБДД, ежедневно в С.-Петербурге похищается от 20 до 30 автомобилей. Удаётся найти лишь каждый шестой автомобиль. 60% краж совершается с целью дальнейшей перепродажи (ВАЗ, недорогие иномарки), 20% — с целью сбыта агрегатов («на запчасти» — дорогие и среднего класса иномарки), 20% — для использования в личных целях. «Чёрный» рынок сбыта и перепродажи украденных авто оценивается в нескольких млрд. долл. Угон — профессиональная организованная деятельность со своей иерархией и распределением ролей (система слежения за объектом, подготовки операции, силового прикрытия, взлома системы охраны, перестраховки, перегонки и сбыта или разборки автомобилей).

Технически вскрыть любую систему охраны и угнать можно любой автомобиль. Задача охранной системы — доставить возможному угонщику как можно больше проблем.

Обычно алгоритм угона следующий: Вскрывается дверь (на большинстве машин они вскрываются крючком или линейкой в течение 1-2 мин.) — преступник отбегает и смотрит — отреагирует ли хозяин на вторжение/или вой сигнализации. Открывается капот (если не стоит механический блокиратор капота — 1 мин.), обезвреживается сирена (1-2 мин.), сниматься блокировка двигателя (обезвреживается иммобилайзер), восстанавливается штатная проводка (в зависимости от качества установки сигнализации — 1-2 мин.), включается зажигание (перемкнув нужные провода, или засунув титановую болванку и сломав секрет замка — 1-2 мин.), отжимается сцепление (если не стоит механический блокиратор — секунды), и включается нужная передачу (если не стоит механический блокиратор КПП — секунды). Обычно, для того чтобы угнать автомобиль затрачивается не более 10 мин.

Также популярностью пользуется электронно-цифровой вариант угона (цифровой взлом кодов радиопередатчиков и транспондеров, обход штатных схем блокировки и.т.д.) связанный с подбором и перехватом радиокода брелка — в этом случае злоумышленник, обладая кодированным радиосигналом владельца может снять автомобиль с охраны и уехать. Для такого угона используются следующие устройства: код-граббер (для перехвата радиокода в момент снятия/постановки на охрану и дальнейшего его воспроизведения для отключения сигнализации) и радиосканер (для подбора и воспроизведения радиокода путём перебора сигналов на заданной частоте). Для борьбы с перехватом кода в автосигнализациях используется динамический «плавающий» код (изменяемый по определённому алгоритму каждый раз при постановке/снятии с охраны), против подбора — специальный алгоритм «антисканер» — делая невозможным снятие автомобиля с охраны не владельцем.

Этим способом пользуются профессиональные угонщики иномарок среднего и высокого класса (необходимо дорогостоящее оборудование и высокая квалификация), неквалифицированные злоумышленники довольствуются автомагнитолами, ценными вещами, оставленными в салоне, колёсами и т.д. Для борьбы с этим сигнализация оборудуется объёмным датчиком — срабатывает при приближении к автомобилю или при движении внутри салона и датчиком наклона — срабатывает при «поддомкрачивании» при попытке снять колёса.

По статистике 70% угонов — автомобиль оборудованный сигнализацией поставленный на охрану оставлен на ночь не на стоянке и не в гараже, 15% — автомобиль снят с охраны, но еще не заведен двигатель или двигатель уже заглушили, а на сигнализацию еще не поставили, 15% — во время кратковременной остановки до того как заглушён двигатель. По данными МВД, более 60% угонов происходит по наводке, или непосредственном участии недобросовестных работников автосервисов, установочных центров или автосалонов, поэтому особую важность приобретает не техническое или функциональное исполнение автосигнализации, а услуга и, соответственно место (установочный центр) в котором автомобиль оборудовался охранным комплексом.

Несколько простых рекомендаций для предотвращения угона и кражи автомобиля:

1. Оборудовать автомобиль современным охранным комплексом (автосигнализация, иммобилайзер, механическая защита) — что намного усложнит возможный угон.

2. Оставлять автомобиль по возможности в гараже или на стоянке.

3. Никогда не оставлять ключ в замке зажигания, отлучаясь от машины даже на несколько метров. Нежелательно передавать ключи от вашего автомобиля даже на автостоянках, мойках, автомастерских.

4. По возможности избегать парковаться на длительное время в неосвещенных и безлюдных местах

5. Активизировать всю охранную систему, даже ненадолго оставляя автомобиль (устанавливать замок на КПП, на руль и т.д.)

6. Не хранить водительское удостоверение, техпаспорт, другие документы внутри автомобиля — этим вы затрудните его розыск.

7. Не оставлять ценных вещей в салоне (дипломат, сумка, магнитола)

8. Если вас останавливают незнакомые люди, не выключать зажигание и не отпирать дверей.

9. Не брать незнакомых попутчиков.

10. Застраховать автомобиль от угона.

III. Маркетинговая оценка рынка, участники рынка (взгляд со стороны потребителя)

Рынок автомобильной охраны характеризуется высокой конкурентной насыщенностью марок — в С.-Петербурге в настоящее время представлено более 100 различных брендов автосигнализаций различных классов и уровней сложности розничной стоимостью от 50 до 1500$. Средний цикл жизни модели автосигнализации на рынке — 3 года. 


Целесообразно коньюктуру рынка рассмотреть на 2 уровнях:

1. Производители автоэлектроники (оптовый рынок)

- Технологическим лидером на рынке является российская компания «Альтоника» (бренды — «Black Bug», «Reef», «Guard») — охранные комплексы premium-класса (элитная охрана автомобиля высокого уровня надёжности).
- Азиатские no-name производители (Тайвань, Китай, Корея) — представляют широкий спектр автосигнализаций преимущественно среднего класса, составляют основную массу представленных на рынке систем (наиболее известные бренды — «Mongoose», «Alligator», «Pantera»).
- «Magic Systems» — петербургский производитель автосигнализаций, отличающихся соотношением цена/функциональность/качество.

2. Центры розничной продажи/установки автосигнализаций (рынок конечного потребителя)

- Профессиональные установщики охранных систем («Alarm», «Union», «Stopol», «Magic Systems», «Bug-Balt» — широкий ряд сигнализаций разных классов, комплексный подход к охране, высокая квалификация установщиков)
- Автосервисы, СТО (комплексное обслуживание автомобиля — сигнализации среднего уровня, невысокая представленность моделей, средняя квалификация установщиков)
- Автосалоны (установка автосигнализации вместе с продажей автомобиля — простые сигнализации, невысокая квалификация установщиков)

Приобретение автомобильного охранного комплекса для конечного потребителя сопровождается услугой по его установке на автомобиль, поэтому рекомендуется пользоваться услугами профессиональных установочных фирм, предоставляющих широкий спектр сигнализаций различных классов плюс грамотную установку охранного оборудования на автомобиль. При этом цена установки охранного комплекса обычно не ниже стоимости самого оборудования.

Если автомобиль приобретён с установленной сигнализацией — очень желательно её заменить. Также не рекомендуется устанавливать сигнализацию в том месте, где был приобретён автомобиль (автосалон), а также пользоваться штатной (заводской) сигнализацией, установленной на многие иномарки автопроизводителями.

Рынок автосигнализаций является зависимым по отношению к рынку автомобилей и во многом определяется коньюктурой автопарка того или иного региона. В С.-Петербурге, по данным ГИБДД, зарегистрировано 980 тыс. легковых автомобилей (62% — автомобили отечественного производства), в среднем в городе ежемесячно регистрируется 6 тыс. новых автомобилей.

Ценовые диапазоны и потребительские классы автосигнализаций:

• До 200$ — простые сигнализации с минимумом охранных функций («Pharaon», «Pantera», «Partizan»)
• 200–400$ — средний уровень охранных и сервисных функций («Mongoose», «Guard», «Magic Systems»)
• 400–700$ — высокий уровень надёжности, функциональности и сервиса (Reef, Sher-Khan, Meritec)
• более 700$ — элитные системы хорошо известные на рынке («Black Bug», «Defa») 

IV. Перспективы развития рынка охраны автомобиля

1. Двухсторонняя связь

На уровне систем среднего класса широкое распространение получат автосигнализации с двухсторонней связью (в которых пейджер и брелок объединены в одно устройство, оснащённое информативным ЖК-дисплеем для отображения состояния автомобиля). Системы такого уровня предоставляют более высокие сервисные возможности и высокую криптоустойчивость (способность противостоять попыткам подбора и перехвата кода). Следующим шагом скорее всего будет слияние пейджера-брелка с электронной меткой-транспондером (такие системы уже появились и «обкатываются»).

2. Сигнализации к автомобильным цифровым шинам

В настоящее время производители оснащают автомобили цифровой информационной шиной CAN — кодированный протокол обмена данными бортового компьютера и электронным оборудованием в автомобиле — различной для разных автомобилей Mercedes, BMW, Audi и т.д. Подавляющее большинство сигнализаций рассчитаны на работу с «аналоговым» электрооборудованием автомобиля, что в скором времени может стать неактуальным для рынка и привести к перераспределению сил на рынке автосигнализаций. Охранная сигнализация в этом случае должна подключаться через CAN-шину либо через мультиплексор (конвертор, позволяющий стыковать обычную сигнализацию с CAN-шиной).

3. Технология «Bluetooth»

Идея заключается в интеграции в охранную систему сотового телефона стандарта GSM и технологии беспроводной связи Bluetooth. Bluetooth представляет собой беспроводное соединение для передачи данных различных устройств (компьютер, телефон, видеокамера и т.д.). Радиус действия — 10…100 м. Главная особенность — различные Bluetooth-устройства соединяются друг с другом автоматически, как только оказываются в пределах досягаемости (для передачи информации достаточно, чтобы устройства находились достаточно близко друг от друга).
Производители автосигнализаций получили возможность использовать сотовый телефон с функцией Bluetooth в качестве метки-транспондера — для идентификации владельца достаточно иметь при себе прописанный в систему телефон. Дальнейшее развитие — использование сотового телефона в качестве брелка сигнализации, причём для снятия автомобиля с охраны владельцу достаточно будет приблизиться к автомобилю на определённое расстояние.

4. Система «DataDot»

В реализацию федеральной программы МВД РФ по борьбе с угонами автотранспорта входит система «DataDot» (нанесение на автомобили специального PIN-кода, который позволит определить его истинного владельца). Пока нанесение метки — добровольно. Ориентировочная цена — 500$. Система предполагает нанесение невидимых «микроточек» из полиэстера, содержащих персональный номер владельца и данные об автомашине. Система была внедрена в Австралии, США, Канаде, Великобритании и многих других странах, что снизило количество угонов примерно на черверть. На Западе эта маркировка защищает от криминального посягательства любую собственность. Однако технология DataDot не препятствует краже автомобиля, она препятствует стадии его реализации.

5. Автострахование

В данном случае рассматривается страхование автомобиля от риска угона.
Автокаско — вид страхования автотранспортного средства, включающий риск угона и все риски физического ущерба. Уровень ставок по «автокаско» колеблется в пределах от 5,5% до 13% от рыночной стоимости автомобиля по иномаркам и от 4,5% до 11% — по отечественным автомобилям.
Большинство страховых компаний выплачивают возмещение (полная или частичная стоимость автомобиля) только в случае кражи (тайного хищения) автомобиля, т. е. когда открытое уголовное дело по статье 166 УК «Угон. Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения», будет переквалифицировано по статье 158 УК «Кража». Этот процесс может объективно затянуться на определённое время.
Как правило, автомобили принимаются на страхование «автокаско» при условии их оборудования охранным комплексом в соответствии с требованиями страховой компании.

6. Радиопелленгационные системы слежения

В последнее время начинают приобретать популярность охранные системы слежения движимых объектов, построенные на принципе радиолокационного поиска. Автомобиль оснащается радиомаяком, сигнал которого принимается радиолокаторами системы, установленными на патрульных автомобилях и постах. На диспетчерский пункт центра наблюдения в реальном режиме времени поступает информация об автомобиле; о характере тревожной ситуации; о местоположении автомобиля. За силовую сторону ответственны службы ГИБДД, вневедомственной охраны и патрульно-постовые службы.

К недостаткам системы можно отнести ограниченность радиосвязи в пределах зоны покрытия и низкую помехоустойчивость (радиус действия — 30..50 км. вокруг города; сигнал радиомаяка «не слышен» внутри железобетонных строений и гаражей, куда обычно попадают угнанные автомобили). Сигнал радиомаяка можно легко «заглушить», делая невозможным дальнейшее слежение за объектом. Системы работают в пределах одного города (региона), распространены только в больших городах (Москва, Петербург).

Средняя цена оборудования автомобиля системой радиопоиска — 1500$, обслуживание — 50$ в месяц.

7. GSM/GPS — Спутниковые системы слежения

Проблем с зоной охвата лишены спутниковые системы, в которых используется навигационное оборудование GPS (Global Positioning System — спутниковая система глобального позиционирования) для определения точных координат и системы мобильной связи стандарта GSM для их передачи на диспетчерский пульт (зона охвата GPS — вся территория земного шара, а уверенная связь зависит от оператора сотовой связи). Преимущества перед радиопелленгационными системами — высокая помехоустойчивость сети GSM, неограниченная территория слежения, высокая точность определения координат объекта.

Услуги по страхованию автомобиля многих западных компаний подразумевают оборудование автомобиля спутниковой системой слежения, что означает сращивание различных секторов рынка, решающих задачу комплексной охраны автомобиля. Однако полной гарантии от угона не может дать никакая охранная система; эффективность систем навигации достаточно высокая, процент возврата угнанных автомобилей тоже высок, но всё-таки меньше 100.

Средняя цена оборудования автомобиля спутниковой системой — 2000$, обслуживание — 70$ в месяц.
Здесь представлены следующие системы: «AutoConnex», «Цезарь Сателлит», «WebLocator».

Автор: Александр Орешкин, Специалист по маркетингу ЗАО «Magic Systems»